Центр изучения потребительского поведения Роскачества совместно с исследовательским холдингом «Ромир» по итогам проведенного исследования отметил существенный рост потребительского доверия к качеству российского вина. Основной фактор – развитие системы географических индикаторов и осведомленности покупателей о происхождении винограда, из которого сделаны отечественные вина. Это дополнительно подтверждают данные розничных продаж.
Содержание
Центр изучения потребительского поведения Роскачества совместно с исследовательским холдингом «Ромир» по итогам проведенного исследования отметил существенный рост потребительского доверия к качеству российского вина. Основной фактор – развитие системы географических индикаторов и осведомленности покупателей о происхождении винограда, из которого сделаны отечественные вина. Это дополнительно подтверждают данные розничных продаж.
Россияне стали больше доверять качеству отечественного вина
Результаты проведенного Роскачеством исследования показали, что за последний год доля россиян, доверяющих качеству российского вина, выросла на 9 пунктов и достигла 48%. Высоко оценивают вина из зарубежных стран 52% россиян. Важным изменением, которое отметили аналитики, стало смещение акцента с низкой цены российского вина как основного фактора выбора на качество. Кроме того, исследователи отметили рост значения известности места производства вина как фактора его выбора – 72% потребителей считают этот критерий значимым.
Происхождение вина имеет значение
Статистика розничных продаж в то же время показала опережающий рост реализации вин с защищенными географическими индикаторами. За 12 месяцев 2021 года, по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, продажи вин с ЗГУ и ЗНМП в магазинах выросли более чем на 22% (для сравнения: продажи вин, не имеющих такой «родословной», за тот же период увеличились примерно на 4,4%) – это убедительно доказывает важность для покупателя подтвержденного происхождения вина как одного из критериев качества.
Рост доли вин с защищенными наименованиями на российском рынке отмечается с 2018 года. С этого момента на рынке появились отечественные вина с географическими индикаторами после внесения поправок в 171-ФЗ, чуть раньше процесс замены “столовых вин” на “географические” начался в импорте. Для закупщиков торговых сетей уже стало привычным обращать внимание на подтвержденное происхождение вина даже в низком и среднем ценовом сегменте. Это в том числе реакция рынка на запрос покупателей. Людям нужно не просто “cухое красное”, а конкретный регион и конкретные сорта винограда.
Старшее поколение больше ценит российские вина
Положительные оценки отечественному вину чаще ставит старшее поколение: люди до 45 лет чаще говорили, что импортное вино опережает по качеству российское.
Оценка потребителем качества во многом может быть субъективной, основываться на недостатке информации или сложившихся потребительских мифах. Основные мифы, которые мы выделяем, связаны с происхождением российских вин. Покупатели считают, что “все виноградники вырубил Горбачев”, “вино делается из порошка”. Преодолевать мифы помогает информированность. В 2020–2021 годах Роскачество отметило кратный рост посещения российских виноделен туристами, рост спроса на дорогие энотуристические продукты. Увидев виноградники собственными глазами, покупатели лучше понимают, из чего сделано российское вино. В этом направлении системно работают многие инициативы государства в области популяризации российского виноделия. Именно системный подход, сочетающий объективные исследования качества, информирование о сырьевой базе, продвижение российских вин в торговых сетях, сейчас приносит свои плоды. В то же время предстоит еще большая работа с возрастной категорией покупателей 25–45 лет – наиболее активной в потреблении вина. На эту аудиторию ориентированы проекты “Винного гида России” в социальных сетях.
Покупателю стало проще выбирать российское вино на полках
Потребитель начал более четко идентифицировать российские вина на полках после принятия норм 468-ФЗ. Он стал иметь возможность сравнивать, выбирать вино более осознанно, ориентируясь на его происхождение и внимательно читая этикетку и контрэтикетку, на которой сорта винограда и место их выращивания теперь выделены крупным шрифтом.
С оценкой Роскачества роли места происхождения вина как фактора потребительского доверия согласны и в крупнейшей компании – производителе вин из российского винограда – «Кубань-Вино». «С введением ЗГУ и ЗНМП фактически каждое российское вино получило “родословную”, не только подтверждающую его происхождение, но и отражающую особенности региона, проявляющиеся в свойствах того или иного вина. Для потребителя это подтверждение качества продукции, которую он приобретает, и гарантия со стороны производителя, что вино на 100% отечественного производства», – отметил представитель компании Эдуард Долгин.
Роскачество отмечает рост доли рынка российских вин с защищенными географическими индикаторами – ЗГУ и ЗНМП. Производство выросло на 11,6% в 2021 году по сравнению с 2020 годом.
Исследование потребительского доверия к российским и импортным винам проводилось в формате личного интервью по формализованной анкете. Объем выборки – 1500 респондентов среди взрослого населения РФ в возрасте старше 18 лет во всех типах населенных пунктов в восьми федеральных округах.
Ранее Роскачество оценило качество 1675 вин российского и зарубежного производства.