Роскачество выяснило, как получают чай стабильного качества и как изобретаются новые вкусы.
Подавляющее большинство чаев, которые мы покупаем в магазине, представляют собой не один чистый сорт чая. Обычно это смесь чайных листьев, выращенных на разной местности, в разных погодных условиях и так далее. Более того, от сезона к сезону состав упаковки чая или пакетика меняется – и это нормально. Как же получают чай с привычным вкусом и как создаются новые вкусы, разбираемся с экспертами Роскачества.
Дело в том, что каждый год одна и та же плантация производит чай разного качества, точнее, разного вкуса. Один год может выдаться влажным, из-за чего листик будет созревать быстрее и не успеет напитаться частью влияющих на вкус веществ. Различается по химическому составу и чай, который рос в иссушающую жару. Таким образом, если каждый раз мы будем смешивать чай из образцов одного и того же поставщика, то каждый раз будем получать новый вкус.
Чтобы этого не происходило, в каждой чайной компании работает группа титестеров – чайных дегустаторов, которые каждый раз заново подбирают состав купажа, чтобы потребитель, купив чай знакомой марки, насладился привычным, а не новым вкусом. Так, в одном году в коробке чая с мелиссой будет зеленый чай, собранный в Китае и на Цейлоне, а в следующем – выращенный на плантациях Вьетнама и Африки.
Именно поэтому на упаковке обычно не пишут, где именно собран чай. Максимум могут написать, высокогорный он или китайский, но без подробностей.
Продавать чистый вид чая и каждый раз обеспечивать все тот же вкус и аромат очень трудно.
При этом ароматизаторы не используются, поэтому определенного вкуса нужно добиваться, именно миксуя образцы или обеспечивая растению максимально стабильные условия произрастания (что сильно удорожает чай).
Конечно, качество чая при создании купажа сохраняется – в коробку элитного чая, произведенного из самых ценных листочков (флеша), выросших высоко в горах, никто не положит дающие меньший аромат и крепость листья с нижних веток кустов, произрастающих в низкогорье. Так же как черный на заменят зеленым, и наоборот.
- Каждый раз отдел закупок чайной компании передает титестерам информацию о планируемых закупках и образцы от поставщика.
- Поставщики могут меняться – на это влияет курс доллара, проблемы с логистикой и так далее.
- Из образцов команда чайных дегустаторов смешивает нужные вкусы и определяет нужное соотношение объемов разного чая для заказа полноценной партии.
- Образцы проходят различные проверки, например на микробиологическую безопасность.
- Через 1–2 месяца прибывает поставка и проверяется на сопоставимость с образцами и по вкусу, и по остальным параметрам.
Как создаются чайные вкусы
Заказ на чайный вкус обычно исходит от маркетологов. Они выясняют популярные позиции в линейке конкурентов либо проводят опросы, по итогам которых составляют запрос в отдел разработки продукта.
Отдел маркетинговых исследований изучает пожелания потребителей. Например, анализирует, какие события сопровождаются чаепитием, что бы люди хотели съесть с чаем? Собираются фокус-группы, проводятся опросы. И так, например, маркетологи выясняют, что потребители хотят чай со вкусом черничного чизкейка или яблочного штруделя.
Дальше мы исследуем, что именно люди понимают под вкусом чизкейка и штруделя, и выясняем, что первое – это вкус ванили и фруктов, а второе – вкус яблока с обязательной ноткой корицы.
Для создания простых вкусов, таких как «малина» или «базилик», в чай добавляют сушеные ягоды, листья или цветки.
Для более сложных вкусов используются ароматизаторы – натуральные или идентичные натуральным. Они совершенно безопасны для здоровья и добавляются в небольших дозировках.
Обычно для достижения желаемого вкуса нужно совсем немного ароматизатора. Так, съесть 1 грамм апельсинового ароматизатора – это как съесть 1 килограмм настоящих апельсинов. В большой дозировке любой продукт может быть неполезен для здоровья, поэтому ароматизаторы не продаются в супермаркетах: кто-нибудь да и переборщит, добавит целую щепотку и будет чувствовать себя плохо.
Роскачество ранее писало, что в целесообразной дозировке ароматизатор, идентичный натуральному, совершенно безопасен.