За последние пару лет на магазинных товарах, кроме стандартного штрихкода, появились и другие коды маркировки. Что они означают и как потребитель может с их помощью самостоятельно проверить продукт перед покупкой – в этом материале.

Мы привыкли к традиционному штрихкоду – последовательности черно-белых полос и цифр. Технология маркировать товар таким образом появилась в середине XX века. В совокупности штрихов и цифр зашифрована основная информация о товаре: страна производства, код производителя (код выдается при регистрации производства, длина шифра составляет 4–6 цифр), код самого товара (3–5 цифр, коды конкретных продуктов регистрирует производитель) и контрольное число (последнее). По нему можно вычислить достоверность штрихкода. Для этого существует специальная формула.

К примеру, возьмем такой штрихкод

  • Чтобы проверить достоверность, нужно сложить цифры, стоящие на четных местах: 8 + 0 + 2 + 7 + 0 + 1 = 18.
  • Полученную сумму умножить на 3: 18 ? 3 = 54.
  • Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры: 4 + 2 + 0 + 4 + 0 + 0 = 10.
  • Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3: 54 + 10 = 64.
  • Отбросить десятки (то есть оставляем последнюю цифру): получаем 4.
  • Из 10 вычесть полученное в прошлом пункте: 10 – 4 = 6.
  • Если последняя цифра предыдущего пункта была бы ноль, то и контрольное число было бы равно нулю.

Правда, мошенники могут брать действующие числовые коды и соединять их со штрихами и получать с виду правильный код.

Как видно, такая система учета не идеальна. Более того, со временем объемы производства стали слишком большими, из-за чего комбинаций чисел и штрихов стало не хватать, чтобы зашифровать информацию обо всех товарах.

Тогда в Японии изобрели систему QR-кодов, которая позволяет зашифровать больше информации. Но то, что мы видим, например, на молоке, бутилированной воде или обувных коробках, на самом деле совсем не QR-коды. Это так называемый код Data Matrix, который содержит еще больше информации. Производитель получает такой код для каждого товара, тем самым регистрирует его в системе «Честный ЗНАК».

Выглядит код так:

Система маркировки кодом Data Matrix разработана для борьбы с контрафактом на рынке. Производитель получает коды на свою продукцию от Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) и печатает их на этикетке или наклеивает на продукт. Data Matrix – это своеобразный паспорт, который невозможно подделать. В нем зашита основная информация о товаре: изготовитель, срок годности, дата производства, а где-то и оценка из рейтинга Роскачества!

Сегодня такая маркировка является обязательной для целого ряда товарных категорий. К последним относятся:

  • Молочная продукция
  • Упакованная вода (в бутылках)
  • Лекарства
  • Табак
  • Одежда
  • Обувь
  • Шубы
  • Духи и туалетная вода
  • Шины
  • Фотоаппараты и лампы-вспышки

Сейчас проходят эксперименты по маркировке пива и слабоалкогольных напитков, БАДов, медицинских изделий и антисептиков. После их завершения производители будут обязаны наносить коды и на эти товары.

Чтобы просканировать такой код, нужно скачать приложение «Честный ЗНАК». Наведите камеру смартфона на код, и вы увидите общую информацию о продукте (наименование производителя, ветеринарно-сопроводительные документы, срок годности и др.), а также – если товар был ранее исследован Роскачеством – узнаете результаты лабораторных испытаний. Приложение само подскажет, легален ли товар, подтверждено ли его происхождение, есть ли у него все нужные документы. Также оно проинформирует о том, что товар, к примеру, не просрочен. Если на экране вашего смартфона зеленый сигнал – товар проверен, его можно спокойно покупать.

Другие статьи

В каких продуктах содержится витамин B1 и прочее