В 2020 году Роскачество планирует начать сравнительные исследования российских и зарубежных вин. Существует множество мифов и предрассудков вокруг зарубежного вина. Эксперты Роскачества разобрались, насколько близки к реальности эти мифы и за что стоит платить деньги, а какие вина не стоят бумаги, на которой напечатана этикетка.

Содержание

В 2020 году Роскачество планирует начать сравнительные исследования российских и зарубежных вин. Существует множество мифов и предрассудков вокруг зарубежного вина. Эксперты Роскачества разобрались, насколько близки к реальности эти мифы и за что стоит платить деньги, а какие вина не стоят бумаги, на которой напечатана этикетка.

Прекрасное далёко

«Бордовое бордо… из погребов больших шато», вечер на итальянском побережье с бутылочкой ламбруско, ледяная сангрия на раскалённом испанском пляже, щедрый грузинский стол под «Киндзмараули» (которое «любил Сталин»), вечер в Гаграх и домашнее абхазское… Вино – продукт эмоциональный! Такие красивые образы определяют отношение массового покупателя к винам далеких и не очень стран. В Грузии были не все, в Италии и Франции – немногие, но стройные ряды виноградников, трудолюбивые и честные виноделы и «натуральные» вина представляются сразу.

Если взглянуть правде в глаза, в любой стране мира, производящей вино, есть определенная доля качественного продукта, небольшой процент вин очень высокого уровня, свой «ширпотреб» и, конечно, откровенный фальсификат.

Всемирная организация винограда и вина (OIV) разработала комплекс мер по борьбе с фальсификацией в виноделии. Для выявления недобросовестно произведенного продукта используются современные аналитические методы, включая изотопный анализ. Чаще всего подделка связана с добавлением воды – для увеличения объема вина или сахара – для повышения уровня алкоголя (так называемая «шаптализация» – приём в виноделии, используемый как способ улучшать вино, полученное из неспелого винограда, посредством подсахаривания виноградного сусла и уменьшения его кислотности). Вино могут производить не из свежего винограда, а из виноградного жмыха или изюма низкого качества, заливая его подслащённой водой и сбраживая, а потом добавляя различные компоненты для цвета и вкуса.

К использованию «балка» – виноматериала, поставляемого в больших контейнерах или танкерах из одной страны для бутилирования в другой, сейчас привлечено большое общественное внимание в России, однако это общемировая практика винной индустрии. По данным OIV, Италия ежегодно импортирует 164,8 млн литров вина наливом, Франция – 610 млн литров. И это при том, что обе страны входят в топ-5 крупнейших мировых обладательниц виноградников. Зачем же ввозить виноматериал, если своего винограда хватает? Если нужно получить максимально дешевый продукт, порой импорт рентабельнее виноградарства. Но не для внутреннего рынка, а для экспорта в «третьи страны» за пределы ЕС. Один из главных по объемам рынков – Китай, но в КНР собственная масштабная программа виноградарства, и импорт дешевого вина падает. Россия – один из важных потребителей оптового и бутилированного балка из Европы и других стран.

Хит-парад винных стран

Какие же страны занимают места в пятерке лидеров по экспорту вина в Россию?

На пятом месте находится Абхазия. Небольшая республика на Черноморском побережье поставила 19 млн литров вина в 2018 году, обладая примерно 600 га виноградников. Климатически Абхазия – это зона влажных субтропиков. Винограду в условиях жары и высокой влажности нехорошо – лоза страдает от грибковых заболеваний и нуждается в большом количестве обработок химическими препаратами для защиты.

Исключение составляет самая неприхотливая «Изабелла». Виноград этого сорта запрещен для производства вина в странах ЕС. Из него можно делать соки и другие безалкогольные напитки, но при брожении этого сорта в вине образуется повышенное содержание метанола. У нас таких ограничений нет, и самое продаваемое вино Абхазии сделано как раз из «Изабеллы».

Даже при самой высокой урожайности с 600 абхазских гектаров можно произвести не более 8 млн литров виноградного вина. Огромный недостающий объём восполняют молдавские виноградники. Из Молдавии также ввозятся бутылка, этикетка и пробка. После «сборки» молдавская «Изабелла» называется, например, «Апсны» и продаётся в России примерно на 70% дороже, чем аналогичный продукт, бутилированный в самой Молдавии. Но многие из нас считают, что сладкие воспоминания о курортном побережье того стоят.

Как ни странно, Франция находится лишь на четвёртом месте в рейтинге импорта. В 2018 году в Россию было ввезено 28,6 млн литров вина из этой страны (меньше, чем в 2017 году). Первая ассоциация с французскими винами – это, конечно, Бордо. Даже сложное написание Bordeaux не запутает настоящего любителя вина. Безусловно, Бордо – это родина великих вин, одних из самых дорогих в мире. Но это ещё и огромный регион виноградарства. Больше 180 тысяч гектаров (вдвое больше, чем в России), девять тысяч производителей. Большая часть вина из этого региона – «базовое бордо», которое на родине стоит 1,3–1,5 евро. В России они превращаются в 400-500 рублей. И это, как правило, далеко не шедевры. Есть во Франции и другие, менее известные винные регионы, и немалый объём импорта балка – в основном из Испании. Против него регулярно протестуют французские виноградари, перекрывая дороги и выливая на асфальт виноматериал из цистерн.

Для того чтобы защитить местный продукт и выделить на полке те вина, которые были сделаны из французского винограда, была введена категория Vin de France («Вино Франции»), а категория Vin de Table, для которой разрешалось использовать привозные виноматериалы, была упразднена. Но на полках в России немало вин с дизайном этикетки «под Францию» и маркировкой made in France. При всей схожести «Вино Франции» и «Сделано во Франции» – это далеко не одно и то же. Первое – из французского винограда, второе – разлито во Франции.

Почетное третье место в рейтинге стран-поставщиков занимает Грузия: 37,3 млн литров в 2018 году, причем объем продолжает расти. Ещё два года назад страна находилась на почетном пятом месте, а до 2013 года полностью отсутствовала на российском рынке. Виноградников в этой стране вроде бы достаточно для увеличения объёмов – порядка 60 тысяч га, однако более 80% занимают белые сорта, а 90% продаж в России – красные вина из Грузии. Самое продаваемое грузинское наименование в России – это «Киндзмараули». Географическая зона, подробно описанная на сайте грузинского Министерства сельского хозяйства (на английском и грузинском языках), – небольшой регион, который может производить в год до 1,5 млн литров вина. «Природно-полусладкие» вина – это лишь небольшая часть этого объема, и получаются они не каждый год. В Россию в 2019 году было продано 9 млн литров «киндзухи» (так этот продукт называют на профессиональном жаргоне).

На втором месте – Италия. Она ненамного опередила Грузию, «залив» 38,3 млн литров. Страна традиционно лидирует по поставкам белых вин в Россию. Стоит обращать внимание на вина, имеющие маркировку DOC или DOCG и принадлежащие конкретным итальянским регионам. Как и во Франции, в Италии есть свои крупные производители (как правило, они расположены в северной части страны), льющие миллионы литров виноматериалов для продажи за пределы ЕС.

Наконец, на первом месте – Испания: 43,7 млн литров – почти пятая часть от всего объема вина, ввезенного в Россию в 2018 году. И это логично, учитывая, что страна занимает первое место в мире по площадям виноградников, а где-нибудь в регионе Ла-Манча «средним» производителем считается винодельня, выпускающая 100 млн литров вина в год. В Испании есть и великие вина, и очень посредственные. Специально для России производятся полусладкие вина в мягкой упаковке, а также «Сангрия» с добавками, которую можно назвать только «винным напитком». Примерно за 600–800 рублей можно найти золотую середину – красное вино хорошего качества и даже с выдержкой в дубе. Например, из региона Риоха.

Выбирай, но осторожно

Не гонитесь за громкими именами винных регионов. Бордо бывает и по 350 рублей, а колбаса – по 100, но и то и другое вряд ли стоит покупать в расчёте на хотя бы среднее качество. В Европе есть гораздо менее «раскрученные» винные страны и регионы, чем Бордо и Бургундия. Хорошим соотношением цены и качества сейчас отличаются вина Португалии. Если уж хочется «Франции», можно обратить внимание на южные регионы, например Лангедок (на этикетках на происхождение вина указывает надпись Pays d’Oc). Можно найти на рынке недорогую «Молдавию» приемлемого качества. Поставки из этой страны сейчас жестко контролируются Роспотребнадзором, и «шалить» с качеством производители опасаются. Ценятся специалистами австрийские вина – в периоды акций их можно купить по цене до 500 рублей за бутылку.

Особое внимание стоит уделить месту покупки импортных вин. Крупные розничные сети активно развивают собственный импорт вина, устраняя из цепочки поставок дистрибьюторов и снижая цены для покупателей. Неплохие вина сейчас можно найти и в «Пятерочке», и в «Красном и Белом». Интересные предложения можно найти в сетях гипермаркетов «Карусель», «Лента», «Метро», Globus, в больших магазинах «Магнит». В периоды акций и распродаж в федеральных сетях цены на хорошие импортные вина могут опускаться до уровня 300–400 рублей за бутылку.

– И главное – внимательно читать не только этикетку, но и контрэтикетку. Если не хочется под видом вина «из Германии» пить «Молдавию», нужно убедиться, что адрес производителя вина находится в той же стране, которая указана на этикетке. На полках можно обнаружить вина, где на лицевой части этикетки указано Chili, а на обороте – название маленького городка в Восточной Европе, а то и какой-нибудь ставропольской станицы, – поясняет Илья Лоевский, заместитель руководителя Роскачества.

В 2020 году Роскачество собирается исследовать и зарубежные многотиражные вина, которые попадают на российские винные полки. Мы сравним их с российскими и представим потребителям общий рейтинг лучших многотиражных вин. Эксперты Роскачества уверены, что российские многотиражные вина отлично покажут себя в сравнении с импортными – вопреки потребительским мифам о плохом качестве российского вина.

Другие статьи

В каких продуктах содержится витамин B1 и прочее