В «Винном гиде России» вино подразделяется на пять основных стилей: белые, красные, розовые тихие, игристые и ликерные. Однако мир вина постоянно меняется, эволюционирует. В том, что модного и необычного сейчас можно найти на полках магазинов, какие винные тренды привлекают все больше поклонников, разбирался «Винный гид России» Роскачества.

Содержание

В «Винном гиде России» вино подразделяется на пять основных стилей: белые, красные, розовые тихие, игристые и ликерные. Однако мир вина постоянно меняется, эволюционирует. В том, что модного и необычного сейчас можно найти на полках магазинов, какие винные тренды привлекают все больше поклонников, разбирался «Винный гид России» Роскачества.

«Винный гид России» – это ежегодный проект по исследованию винодельческой продукции, который Роскачество реализует совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России и Россельхозбанком.

Сухие виды – новый тренд

Тенденции здорового образа жизни докатились и до мира вина, его основ – доли полусладких и сладких вин на рынке. При высоком качестве ликерных вин российского производства с продолжительной выдержкой в бочках и бутылках, ежегодно показывающих отличные результаты в исследованиях Роскачества и на многочисленных конкурсах и дегустациях, это, скорее, нишевой продукт, который пьют в небольших количествах в качестве дижестива. Достаточно сказать, что даже у флагмана производства ликерных вин – крымской «Массандры» – больше половины объема выпускаемых вин приходится на сухие и полусладкие вина, и доля крепленых стабильно снижается. Поклонники у «Муската белого Красного камня», безусловно, будут всегда, но тренд налицо.

Долгие годы в России в объеме продаж вина основную долю занимали полусладкие вина. Однако и этот привычный многим винный стиль постепенно сдает позиции.

Уже больше половины объемов продаж вина на российском рынке составляют сухие вина. Особенно заметны изменения в секторе импорта, где полусладкие вина к концу 2019 года занимали лишь 26% объема. С 2016 по 2019 год объем импорта в Россию тихого сухого вина вырос более чем на 70 млн литров.

В секторе игристых вин ситуация отличается, там пока больше приверженцев продуктов «послаще», и все же доля брюта стабильно растет. По данным Института маркетинговых исследований ГфК, сухие игристые вина и брюты занимают уже порядка 15% в объеме продаж в денежном выражении.

В моде новые цвета вин

Еще один тренд последнего времени на винном рынке – так называемые оранжевые вина. Они производятся по технологии, напоминающей производство красных вин, где виноградное сусло настаивают на косточках и кожице винограда, чтобы экстрагировать красящие вещества и танины. В результате белое вино получается достаточно терпким и имеет характерный янтарный оттенок в цвете.

В Грузии такие вина производят многие сотни лет, используя амфоры – квеври. Это, можно сказать, самый “ленивый” способ виноделия, когда виноград вместе с гребнями забрасывают в глиняную емкость, врытую в землю, забывают о ней на полгода, а потом пробуют сбродившее вино. В последние годы этот стиль в более современном виде получил распространение по всему миру. Такие вина делают в емкостях из нержавеющей стали, постоянно контролируя температуру. Используют только часть кожицы, отделяют гребни. Так вино получается более деликатным, гастрономичным, но без грубости. Производят “оранжи” и российские винодельни из самых разных сортов винограда – от Муската и Кокура белого до Рислинга. Как правило, стоят они недешево.

Стоит помнить, что для обычного сухого белого вина янтарный оттенок цвета – это признак не стиля, заданного виноделом, а окисленности, то есть порока.

А вот «зеленого» вина на полках вы не встретите. Белое вино может иметь легкий зеленоватый оттенок, но покупательский миф о «зеленом вине» связан не с технологией производства, а с регионом Vinho Verde в Португалии. Verde – это действительно «зеленый» в переводе, но речь идет не об оттенке цвета в бокале, а о названии самой местности, откуда происходит вино.

С цветами у виноделов особые отношения. Например, в игристых винах надпись Blanc de Noir означает, что белое базовое вино для него создано из «черного» винограда. Действительно, из большинства красных технических сортов можно произвести и белое вино, и розовое, и красное.

«Фруктовые бомбы» и прочее

Еще один профессиональный термин, обозначающий тренд на винном рынке. Мощные, красные вина с яркой ароматикой спелых фруктов и ягод и, как правило, с достаточно высоким содержанием алкоголя. Такое вино может быть абсолютно сухим, но благодаря своей полнотелости восприниматься как слегка сладковатое. Как раз к таким винам тяготеют потребители «северного», скандинавского типа в странах, где высока и доля полусладкого вина. Россия, где также тип потребления «северный», не исключение. В магазинах люди все чаще интересуются насыщенными «фруктовыми бомбами» из жарких регионов юга Европы и Нового Света. Встречаются такие яркие вина и в России. В первую очередь их родина – Краснодарский край.

Среди белых вин, напротив, в моде более легкие фруктовые вина с невысоким содержанием алкоголя, свежие и питкие. Среди них белые вина севера Италии, рислинги из Германии, новозеландский совиньон блан. В России свежие, яркие белые вина производят в Севастополе, на Таманском полуострове, в Долине Дона и на Нижней Волге.

Органолептический профиль вина, доминирующие ноты вкуса и аромата являются одной из новых тем в исследованиях Роскачества. В этом году мы вместе с экспертами исследовали 100 вин, получивших наиболее высокие оценки качества по так называемому профильному методу, который позволяет группе дегустаторов прийти к единому мнению по поводу ароматического профиля вина – фруктовых и других оттенков. С результатами этого исследования мы ознакомим потребителей до конца года.

Другие статьи

В каких продуктах содержится витамин B1 и прочее