У экспертов Роскачества есть несколько среднесрочных оценок развития винного рынка, которые сбудутся с большой долей вероятности.

Содержание

У экспертов Роскачества есть несколько среднесрочных оценок развития винного рынка, которые сбудутся с большой долей вероятности.

Больше вина, ниже градус

Начнем с трендов потребления. Вино стало одним из самых востребованных потребителями алкогольных напитков в 2020 году. Если водку (продажи которой тоже выросли в период апрельского карантина) покупали весь год как дезинфицирующее средство, то вино приобретали благодаря потребительским качествам.

В 2021 году тренд замещения крепкого алкоголя вином в крупных городах страны, где находится наиболее обеспеченная потребительская аудитория, продолжится. Это устойчивая тенденция не только в России, но и во всем мире.

Исследование потребительских предпочтений, проведенное Роскачеством в ноябре 2020 года, показало, что большая часть покупателей (32% респондентов) в первую очередь выбирает вино, ориентируясь на его тип – сухое, полусухое, полусладкое. Еще 10 лет назад этот выбор в значительной степени приходился на полусладкие вина, сейчас ситуация меняется буквально на глазах. В импорте вина категория сухих вин уже занимает более 60% общего объема ввоза в страну, в категории качественных вин из российского винограда также доминируют вина сухие, и именно они получают наиболее высокие баллы в исследовании «Винный гид России».

С точки зрения цвета вина Россия по-прежнему остается красной. Несмотря на восходящий тренд белых вин последних лет, красные вина занимают более двух третей общего объема рынка. Это обусловлено ориентиром покупателей на более легкие вина с ярким фруктовым ароматом и вкусом, а также модой на некоторые сорта – Пино Гриджио, Совиньон Блан, а с недавних пор еще и Рислинг. Крепнет и совсем молодой «участник забега» – Алиготе.

Растет и доля розовых вин на рынке. Еще недавно они составляли лишь доли процента на полках магазинов и в винных картах, сейчас их вклад в структуру рынка уже более 4%.

Покупатели будут все больше ориентироваться на сухие вина, обращать внимание на содержание алкоголя, отдавая предпочтение той бутылке вина, где градус ниже, а само вино – «легче». Белые вина увеличат свою долю в продажах, и российские производители здесь имеют неплохие шансы на успех. Как показало исследование Роскачества «Винный гид России – 2020», качество белых вин в сопоставимых показателях выросло по сравнению с прошлым годом. Российские производители будут конкурировать с зарубежными виноделами за счет автохтонных сортов винограда. Среди белых наиболее распространен на отечественных виноградниках легкий, ароматный, изящный крымский Кокур.

За вином в супермаркет

Практически все крупные розничные сети в 2020 году увеличили долю вина в розничном товарообороте. По данным Ассоциации кавистов России, вклад вина в розничный товарооборот крупнейших сетей гипермаркетов может превышать 5%. Это исторический максимум для продаж вина в неспециализированных торговых сетях. Растет доля вина и в специализированных магазинах, замещая продажи крепкого алкоголя. Год карантина запомнится ограничениями работы ресторанов и закрытием границ, не позволившим наиболее платежеспособным россиянам выехать в страны Европы. В результате спрос на вино остался внутри страны и был реализован в первую очередь благодаря сетевой розничной торговле.

В 2021 году роль ритейла на винном рынке продолжит расти. На полках супермаркетов и гипермаркетов за последние 2–3 года появился качественно новый уровень винного предложения. Крупнейшие сети активно наращивают долю собственного импорта и снижают для покупателя цены на топовые вина, само наличие которых на полках обычного магазина – это большая новость для рынка. Психология покупателя изменилась навсегда: ритейл – это больше не “низкий жанр” в продажах вина. Все чаще, выбирая вино к ужину или в подарок, покупатели будут отправляться не в винотеки, а в супермаркеты.

Доля продуктового ритейла и крупнейших специализированных сетей на винном рынке будет расти. Рост курсов валюты торговля постарается компенсировать прямыми закупками вина из-за рубежа, а также увеличением доли качественных российских вин на своих полках. Тем не менее средняя цена качественной бутылки вина будет повышаться с 300–500 рублей за 0,75 литра до 400–600. При выборе подорожавшего вина покупатели будут ориентироваться не только на собственный опыт, но и на рейтинги (по данным исследования потребительских предпочтений Роскачества, «Винному гиду России» доверяют уже порядка 18% респондентов), популярные приложения (в том числе винные клубы самих розничных сетей), мнения критиков, среди которых наибольшее влияние будут приобретать видеоблогеры.

Бум-2

Динамика заболеваемости ковидом в странах Европы и политика ЕС по ограничению перемещений пока не дают надежд на полноценный курортный сезон в Италии, Испании и других традиционных «винных» странах. Значительная часть туристического потока останется внутри страны, и он вновь будет направлен в Крым и на Кубань – главные российские регионы виноделия. В прошлом году туристическая инфраструктура этих курортов находилась на пределах своих возможностей. Многие отели, рестораны, туристические бюро виноделен оказались не готовы к такой внезапной «народной любви». Тем не менее эксперты Роскачества, проводившие в 2020 году аудит туристического потенциала винных регионов страны, отметили, что на российский юг направились винные туристы совершенно иного уровня. На ряде виноделен турпоток в сезон вырос втрое, были востребованы индивидуальные винные туры, гастрономические ужины на виноградниках, дорогие дегустации премиальных вин.

Много лет в восприятии покупателей российского вина господствуют стереотипы: “наше не может быть сопоставимо с иностранным”, “все виноградники вырубил Горбачёв” и пр. Лето 2020 года показало многим, что в России есть и виноградники, и винодельни, и вина. Во всем мире туризм дает винодельням значительную долю дохода, и ряд компаний достаточно быстро сориентировались, начав вкладываться в развитие инфраструктуры, новые отели, рестораны; винные дороги будут расти буквально как грибы. Нас ждет повторение бума 2020 года на новом уровне, и он будет также связан с появлением новых объектов туризма, малых фермерских виноделен. Особенно высок потенциал таких проектов в Западном Крыму и Севастополе.

Другие статьи

В каких продуктах содержится витамин B1 и прочее