1 июля 2019 года в России изменились правила продажи молочной продукции – с этого дня в магазинах все продукты с содержанием растительных жиров должны размещаться отдельно от 100-процентной «молочки» и сопровождаться соответствующим указателем. Роскачество решило выяснить, как обстоят дела на практике, и в полной ли мере продавцы соблюдают установленные законом требования.

Содержание

1 июля 2019 года в России изменились правила продажи молочной продукции – с этого дня в магазинах все продукты с содержанием растительных жиров должны размещаться отдельно от 100-процентной «молочки» и сопровождаться соответствующим указателем. Роскачество решило выяснить, как обстоят дела на практике, и в полной ли мере продавцы соблюдают установленные законом требования.

Деление на полках: продукты БЗМЖ

Согласно постановлению правительства, «в торговом зале или другом месте продажи молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты должны размещаться так, чтобы их можно было визуально отделить от других пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира» (продукты БЗМЖ). Притом, что организации вправе самостоятельно определять способ такого разделения, Минпромторгом совместно с Роспотребнадзором были разработаны специальные методические рекомендации.

В соответствии с ними, можно:

- Выкладывать продукты с применением полочных разделителей. - Выкладывать продукты с дополнительным оформлением ценников.- Выкладывать продукты с дополнительным оформлением товарных полок и ценников. В случае, если речь идёт о низкотемпературном холодильнике, предлагается следующий вариант: Что касается информационной надписи, которой должна сопровождаться «молочка», то её можно размещать как на «ценникодержателе» или «стоппере» (полосе для ценников), так и на самой полке:

Эксперты изучили полки в 30 магазинах: что они обнаружили?

Эксперты Роскачества осмотрели молочные полки 24 сетевых («Ашан», «Глобус», «Да!», «Лента», «Перекрёсток») и 6 несетевых магазинов, расположенных в Москве. Как оказалось, все торговые точки, принадлежащие сетям, соблюдают новые требования: отличить продукты с добавлением растительных жиров от 100-процентной «молочки» в них не составило труда, хоть способы, с помощью которых это осуществили, и были разными. Так, кто-то, к примеру, ограничился дополнительным оформлением ценников, а кто-то пошёл дальше, выделив под каждый вид продукции отдельные полки.

С несетевыми магазинами дела обстоят иначе: в одних продукты с добавлением растительных жиров визуально никак не отделялись от 100-процентной «молочки», в других же это разделение было лишь номинальным.

АКОРТ рассказал, почему крупные торговые сети более ответственные

Как отметили в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), сложившуюся ситуацию легко объяснить.

Крупные сети всегда являются объектом повышенного внимания контрольно-надзорных органов, каждое из нововведений они полностью отрабатывают. Разделение продукции с заменителями молочных жиров начали обсуждать задолго до вступления в силу, для подготовки было полгода, так что все они успели подготовиться: проработали систему размещения, организовали персонал. Работы было много, она предполагала значительные затраты. Возможно, в индивидуальных, не в сетевых торговых точках, где-то на периферии подобная работа не проделана, но это уже вопрос к контролирующим органам, которые должны организовать проверки. В любом случае, это работа, которая должна быть сделана, и с точки зрения выполнения закона, и с точки зрения информирования покупателя о продукте, – уточнил директор по внешним связям Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко.

Что касается целесообразности самого нововведения, то, по словам представителей сетей, для потребителей оно действительно оказалось полезным.

Люди этим пользуются, и людям это нужно. От торговых сетей регулярно поступает информация о том, что потребители отмечают разделение молочной полки, задают вопросы по поводу аббревиатур и иных обозначений и в целом отмечают нововведения, - добавили в АКОРТ.

Подводя итог, можно сказать, что в целом новые правила соблюдаются, однако многие посетители магазинов не могут сразу определить, где находится тот или иной тип молочной продукции. Особенно это касается небольших и несетевых магазинов. Значительная часть таких объектов торговли подошла к вопросу разделения молочной полки формально – ценники с обозначением «БЗМЖ» напечатаны мелким шрифтом, надписи не выделяются в общей массе текстовой и графической информации на прилавке или в холодильнике, и как итог не происходит визуального, интуитивного разделения продукции для потребителя.

Сейчас в торговых точках по большей части мы видим незнакомую пока потребителю аббревиатуру «БЗМЖ», которая зачастую располагается на ценниках довольно мелким шрифтом. Многие торговые точки, в том числе так называемой традиционной, несетевой розницы, выбирают иные способы маркировки, от чего у потребителя не складывается единой картины того, как именно разделяются молочные продукты, – пояснила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева .

Напомним, 11 января 2019 года истёк 180-дневный срок, который, согласно принятому ранее закону, был отведён производителям молокосодержащей продукции с растительными жирами на подготовку к изменениям – приведение маркировки продукции в соответствие с новыми требованиями, а также оформление сопроводительных документов на товары с новой классификацией.

Как показало расследование, проведённое Роскачеством в начале года, подавляющее большинство производителей новые правила соблюдают: лишь у 5 товаров из 535 были выявлены нарушения в маркировке.

Другие статьи

В каких продуктах содержится витамин B1 и прочее