Что на самом деле влияет на сезонные колебания спроса на вино и другие напитки?
Содержание
Что на самом деле влияет на сезонные колебания спроса на вино и другие напитки?
Винный рынок обладает определенной сезонностью спроса. Игристые вина продаются перед Новым годом, с наступлением холодов потребители переходят с сухих вин на полусладкие и сладкие. Насколько верны эти утверждения? Что на самом деле влияет на сезонные колебания спроса на вино и другие напитки? В этом разобрались эксперты «Винного гида России» Роскачества, проанализировав данные розничных продаж разных категорий алкогольной продукции за период с 2017 по 2022 год.
Шампанское – только на Новый год?
Утверждение, что шампанское и игристое вино – это исключительно новогодний напиток, является мифом. К такому выводу пришли эксперты «Винного гида России». Действительно, пик продаж этой категории вин приходится на декабрь, однако по сравнению с 2017 годом в продажах «праздничных вин» за прошлый год были отмечены еще как минимум два «высоких сезона».
Общий объем реализации игристого вина в декабре за пять лет практически не изменился, составив порядка 45 млн литров за предновогодний месяц. При этом летние продажи игристых вин за последние пять лет выросли очень существенно.
Если в июле 2017 года было продано порядка 10 млн литров игристых и шампанских вин, то в июле 2021-го уже 13,77 млн литров, а в июле 2022 года – 15,26 млн литров (данные Росалкогольрегулирования).
Продажи игристых вин за три летних месяца 2022 года составили 42,12 млн литров. Это уже сопоставимо с предновогодними декабрьскими продажами. Думаю, что мы теперь смело можем говорить, что игристое вино – это не только новогодний, но и летний напиток. За летним пиком продаж сейчас идет сезонный спад спроса, к показателям июля розничные продажи игристых вин вернутся в ноябре, а затем вновь последует предновогодний пик интереса
Похожие сезонные тенденции можно отметить и на рынке тихого вина. За летним пиком продаж сейчас следует определенный спад спроса, однако по структуре потребления тихих вин по сахару (сухие, полусладкие и т. д.) значимых различий, связанных с сезоном, эксперты Роскачества не отмечают.
Казалось бы, логично предположить, что летом больше пьют сухих вин, а осенью переходят на полусладкие, однако специалисты торговых сетей таких переключений покупателей не отмечают. Если потребитель привержен сухим винам, он остается в этой категории вне зависимости от сезона. То же самое можно сказать и о покупателях недорогого полусладкого вина. Что касается выбора потребителем вин по категории цвета, ярко выраженная сезонная тенденция спроса здесь прослеживается только в розовых винах. В осенний период можно отметить снижение спроса на розовые и игристые вина и, скорее, увеличение потребления крепких напитков, включая ликерные вина
От чего зависят сезонные колебания спроса?
По оценкам экспертов, сезонные колебания спроса на определенные категории вин разных стран и стилей могут быть также связаны с промоактивностями крупных федеральных сетей. Так, в период проведения осенней акции «Дни российских вин» специалисты отмечают тренд роста продаж российской продукции примерно на 30%.
В категории ликерных вин эксперты Роскачества отмечают ежегодный традиционный пик продаж в апреле, он связан с пасхальными праздниками и ростом продаж кагоров. За этим пиком следует спад на летние месяцы и последующий осенний рост. Так, в 2022 году продажи крепких вин в сентябре составили 775 тыс. литров (для сравнения, в июне было продано на 220 тыс. литров меньше).
«Высокий сезон» в сентябре-октябре среди категорий винодельческой продукции и по продажам коньяка. За первый осенний месяц 2022 года было продано 10,52 млн литров. Рост продаж по сравнению с летними месяцами составил порядка 10%.