Российский рынок вина не заметил негативных эффектов от временных перебоев с поставками мягкой упаковки. К таким выводам пришли эксперты Роскачества, проанализировав данные производства и оценив розничные продажи вина.

Среди имеющихся сейчас на рынке типов мягкой тары эксперты считают наиболее перспективной упаковку «бэг-ин-бокс». Российские виноделы развивают ее производство и предлагают удобный формат не только магазинам, но и ресторанам.

По оценкам экспертов Роскачества, за шесть месяцев 2021 года было выпущено более 118 млн литровых упаковок вина. За аналогичный период 2022 года произвели пока примерно четверть этого объема: 32,6 млн литров вина в литровой таре. При этом общий объем производства тихого вина остался стабильным по сравнению с 2021 годом.

В первом полугодии у большинства российских производителей существенно выросло количество запросов от торговых сетей. В первую очередь на вина в стеклянной таре, в рамках импортозамещения. Это основной тип тары для вина в России, ее достаточно, и благодаря ценам на энергоносители она гораздо дешевле, чем в Европе. В то же время проблемы с другими типами упаковки, в том числе связанные с прекращением в конце марта текущего года поставок компании Tetra Pak, мало затронули рынок. Доля всех типов мягкой упаковки в общем объеме производства в 2022 году снизилась примерно на 4,5%. Это очень небольшое снижение, и потребители вряд ли заметили какие-то существенные изменения ассортимента типов тары на полках.

По состоянию на конец 2021 года вина в классической стеклянной таре занимали в объемах производства тихого вина в России чуть менее 57%. Остальной объем был разделен между мягкой упаковкой и жестяной банкой, доля которой на рынке пока не превышает 0,5%.

В группах «Винного гида России» еще больше интересных подробностей. Выберите вашу любимую соцсеть и присоединяйтесь:

По данным экспертов, основными типами мягкой упаковки на рынке являются литровые пакеты тетрапак (и их аналоги) – 40,7% в объеме производства тихого вина, а также двух- и трехлитровые упаковки Bag-in-box. Последняя была изобретена в Австралии в конце XX века и сейчас переживает второе рождение благодаря удобству хранения и использования. В России ее доля пока незначительна – порядка 1,8%, однако имеет тенденцию к умеренному росту.

«В России не такое отношение к тетрапаку, как в Европе. Здесь вино в подобной упаковке сразу воспринимается как недорогой продукт очень низкого качества. Тетрапак – это, безусловно, удобная транспортировочная тара, это прочность, экономичность и экологичность. Мы пробовали лить в нее разные вина – и недорогие, и среднего ценового сегмента, но спросом этот формат не пользовался. Сейчас мы делаем ставку на вина в упаковке Bag-in-box только для ресторанов и кафе, где вина разливают по графинам, бокалам и т. д.», – говорит заместитель генерального директора ООО «Кубань-Вино» Евгений Емельянов.

Преимущество упаковки Bag-in-box в ее герметичности (вино наливают через специальный кран, который не пропускает в упаковку воздух) и возможностях продолжительное время хранить начатую упаковку в холодильнике, не теряя в качестве вина.

Упаковка для вина – это вторично. В любой упаковке может быть и качественное вино, и низкопробный продукт. Мне известны случаи, когда рестораны используют упаковку Bag-in-box, в том числе большого объема, 10 литров и более. В обычной продаже упаковку 3 литра можно назвать сезонным продуктом для больших компаний, выездов на природу

Для производителей этот тип тары удобен тем, что она не требует дорогостоящих и сложных в обслуживании линий, сервис которых может быть затруднен из-за санкций (как в случае с литровыми пакетами). Bag-in-box можно разливать на полуручных линиях, и это оборудование доступно производителям практически любого масштаба.

Другие статьи

В каких продуктах содержится витамин B1 и прочее