Эксперты Роскачества проанализировали предложения о внесении ряда зарубежных винных брендов в перечень товаров, разрешенных к параллельному импорту.

На данный момент в проекте приказа Минпромторга из более чем 50 ТМ алкогольной продукции фигурируют только четыре наименования тихого вина из Испании, Португалии, Италии и Новой Зеландии. Без учета скидок все эти торговые марки относятся к ценовой группе свыше 1000 рублей за бутылку 0,75 литра и при этом не являются наиболее продаваемыми в России импортными винами. Суммарная доля этих брендов на отечественном рынке тихого вина не превышает 1,5%.

Вряд ли можно сказать, что эти марки вина составляют в текущей ситуации сколько-нибудь серьезную конкуренцию отечественному производителю. На винном рынке, в отличие от рынка крепкого алкоголя, почти нет крупных брендов. Покупатель ориентируется не столько на торговую марку, сколько на сорт винограда, регион или страну происхождения. По оценкам наших экспертов, механизмы параллельного импорта приведут к дальнейшему удорожанию данных наименований вина и снижению спроса на них. При этом вряд ли можно ожидать, что под видом включенных в перечень брендов в Россию попадет контрафактная продукция. Подделки таких вин бессмысленны с экономической точки зрения. Потребитель переориентируется на аналогичные испанские, португальские вина.

Куда большую конкуренцию для российских виноделов составляет не брендовая и достаточно дешевая винодельческая продукция из Европы, которая продолжает активно завозиться в Россию. Это в первую очередь вина региона Vinho Verde из Португалии, рислинг из Германии, а также вина Северной Италии и недорогие испанские вина. Внутри этих сегментов винного рынка производители и бренды достаточно легко взаимозаменяемы, а часть поставок идет под брендами, принадлежащими российским компаниям.

Бренды игристых вин, внесенные в проект изменений Перечня товаров к параллельному импорту, можно разделить на две группы. Классические игристые вина из французского региона Шампань – нишевый продукт в категории игристых вин.

«Все вина региона Шампань суммарно занимают в объеме российского рынка игристых вин порядка 5–7%. Безусловно, это самые дорогие игристые вина, представленные в розничной продаже. Цены на вина, включенные в список, без учета акций и скидок начинаются от 3000 рублей за бутылку. Российские производители игристого вина в этом сегменте представлены достаточно ограниченно, и спрос на российское шампанское премиального класса превышает предложение», – отмечает Олеся Буняева.

Более многочисленная и популярная категория – это бренды итальянских игристых вин регионов Prosecco и Asti. Так же как и в ситуации с тихими винами, регион и тип напитка для потребителей такого вина важнее, чем бренд. В случае ухода крупнейших брендов с отечественного рынка их заменят менее известные, считают эксперты Роскачества.

В рамках спецпроекта по исследованию игристых вин, проведенного Роскачеством в 2020 году, было отмечено, что по соотношению цены и качества игристые вина, произведенные акратофорным методом, поставляемые в Россию, уступают отечественным аналогам.

«Игристые вина – одна из сильнейших категорий в российском виноделии, – отмечает Олеся Буняева. – По мере вступления в плодоношение новых площадей виноградников и увеличения объемов производства, благодаря более доступной цене, отечественные игристые из Крыма, Севастополя, с Таманского полуострова, из Новороссийска и Южного Дагестана будут вытеснять с рынка импорт. Механизмы параллельного импорта могут быть временной мерой, пока спрос на российские качественные игристые превышает возможности производства в среднем в два-три раза».

Другие статьи

В каких продуктах содержится витамин B1 и прочее